Перейти к: меню сайта | меню раздела | основной текст

Мансарды, полы и лестницы

Статьи, иллюстрации и советы

Древняя история современного лифта

Чтобы повысить эффективность усилий, с которыми человек отвоевывал у природы средства к своему существованию, он неизменно использовал орудия труда, различные приспособления и механизмы. Однако лишь в конце XIX века стали появляться машины, предназначенные для использования непосредственно потребителем, а вплоть до этого времени почти любой инструмент или машина были орудием производства.

Прогресс науки и техники позволял человеку в первую очередь сделать тяжелый труд более производительным. Уже первые, еще очень примитивные подъемные механизмы исправно служили для подъема наверх полезных ископаемых из шахт, воды из источников, строительных конструкций и материалов при возведении высоких зданий, а в военном деле такие машины доставляли на стены осажденной крепости отряды штурмующих их воинов.

Древняя история современного лифта

Древние предше ственники лифта — примитивные подъемники (рисунки из сочи нений Георга Агриколы «О горном деле и металлургии», 1556 г.)

Собранные по крупицам на протяжении многих поколений систематизированные и обобщенные выдающимися учеными древности первоначальные познания в области механики привели к созданию простейших подъемных устройств — блоков, воротов, полиспастов. Совершенствуя и комбинируя их. изобретатели древности демонстрировали порой такой полет инженерной мысли, что таланты безвестных механиков и по сей день вызывают восхищение.

Первые достоверно подтвержденные факты изготовления и использования прообразов современных лифтовых подъемников относятся еще к временам античной древности. Так, при археологических раскопках в Геркулануме найдены хорошо сохранившиеся остатки устройства, предназначенного для поднятия приготовленных блюд из кухни в расположенную над ней столовую. Первый же пассажирский или скорее грузопассажирский лифт был установлен во дворце древнеримского императора Нерона, известного своей страстью к театральным постановкам. Этот лифт предназначался для одновременного подъема нескольких актеров вместе с декорациями. Такой прием, придававший происходящему на сцене загадочность и динамизм, получил широкое распространение: в античных сценариях актер, исполняющий роль бога, появлявшийся на сцене при помощи подобной машины, так и обозначался: «бог из машины». Однако использование лифта в жилых зданиях тех далеких времен широкого распространения не получило, и устройство его как атрибута экзотической роскоши ограничилось ранней эпохой Империи.

Естественно, что многие из тогдашних подъемных устройств приводились в действие не только энергией падающей воды или мускульной силой животных, но и при помощи дешевого и привычного для древнего мира подневольного труда рабов.

По мере развития научно-технического прогресса видоизменялись и совершенствовались конструкции подъемных механизмов. Углубление научных познаний, революционные открытия в них, изобретение парового и электрического двигателя, двигателя внутреннего сгорания, появление пневматического и усовершенствование гидравлического привода, создание новых видов топлива и конструкционных материалов, в том числе синтетических, позволили создавать механизмы с качественно дней; подобные лифты, вход и выход в расположенные на расстоянии нескольких метров друг от друга бездверные кабины которых производятся прямо на ходу, долгое время использовались в некоторых учреждениях.

И все же самый мощный толчок для развития лифтостроения приходится на конец XIX в., когда в гражданском и промышленном строительстве начинает широко применяться новый материал — железобетон, сочетавший свойства металла и камня. Благодаря железобетонному каркасу из колонн и перекрытий наружные стены перестают играть роль несущих конструкций. Уменьшается вес зданий, и соответственно увеличивается их высота. Строящиеся начиная с этого времени городские дома, новыми характеристиками.

Древняя история современного лифта

Варианты дверей лифта: Кабина лифта, также изготовленная

1 - телескопическая раздвижная из листовой стали и подвешенная

Страницы 1 2