Перейти к: меню сайта | меню раздела | основной текст

Мансарды, полы и лестницы

Статьи, иллюстрации и советы

Мой японский сад

И к тому же очень давнее. Япония, например, училась садово-парковому искусству у Древнего Китая. В Европе восточные сады стали известны с XIII века, а в XVIII уже превратились в предмет пристального наблюдения и изучения. Не стала в этом смысле исключением и Россия: привитые Петром западноевропей-ские веяния в сочетании с местными традициями вызывали время от времени мощные всплески увлечения всем восточным.

На волне одного из них, в конце 1980-х годов, с модой на эзотерию вернулся в Россию и японский сад, ставший сегодня весьма популярным мотивом ландшафтного дизайна. Взамен ярких цветочных клумб - некогда обязательных атрибутов приусадебного хозяйства - на загородных участках все чаще появляются довольно сдержанные по стилистике и колористической гамме, но имеющие колоссальное внутреннее наполнение, «натюрморты»: ровное пространство плюс минимум нечто.

В основе построения японского сада - извечный восточный дуализм, сочетание активных и пассивных форм, обеспечивающее равновесие и совершенство пропорций. В классической традиции существует два типа японского сада - равнинный и холмистый. Для последнего характерно наличие пяти холмов, центральный из которых символизирует гору Фудзияма, а остальные «работают» на контрасте, создавая ландшафт и подчеркивая глубину пейзажа.

Важную роль играют камни; их форма, цвет и происхождение имеют символическое значение. Согласно сутэиси, по степени декоративной и смысловой нагрузки группы камней распределяют, следуя правилу сильной руки, иными словами, слева направо. То же самое относится и к деревьям, ведь каждое растение в саду не случайно и имеет свое определенное назначение.

Дуб, например, традиционно находится в центре композиции, а вот сосну с искривленными формами, как правило, высаживают «на островке». Согласно замыслу древних восточных мастеров, в саду обязательно должно присутствовать дерево уединения, дерево у каскада, а также дерево солнечного заката. Ну и, разумеется, непременным элементом классического сада всегда была вода: озеру обычно придавали форму черепахи, а центром композиции считался водопад.